Перерегистрация одного из самых популярных женских глянцевых журналов России – ELLE – в рекламное издание вызвала целую волну вопросов и дала почву для многих рассуждений. Чтобы расставить все точки над i, «Курьер» обратился к экспертам в сфере распространения печати и финансовых вопросов дистрибуции периодики.
«СООТНОШЕНИЕ ВХОДНОГО И ВЫХОДНОГО НДС ОСТАЕТСЯ ПРЕЖНИМ»
Елена Булычева, финансовый директор ГК «Логос»
Как известно, сегодня в России периодическая печатная продукция, в зависимости от своей направленности, облагается разными ставками НДС – 18% (для рекламных и эротических изданий) и 10% (для всех остальных). В категорию рекламных изданий, в соответствии с Законом РФ «О рекламе» (ст. 12) и Налоговым кодексом, попадает та печатная продукция, объем рекламы в которой превышает 40%. Издание рекламного характера, поставляемое со ставкой НДС 18%, компании-распространители реализуют с той же налоговой ставкой. Если издание изначально зарегистрировано как рекламное или эротическое, то вопрос об НДС между издателем и дистрибьютором решается на первом этапе сотрудничества. И совсем другой вопрос, когда издание, выходившее как «обычное», через некоторое время меняет регистрацию (например, на рекламное), и ставка НДС по нему повышается до 18%.
1. По какой схеме в этом случае могут дальше развиваться отношения в цепи «издатель – дистрибьютор»? Вариант первый. Издатель не поднимает отпускную цену; распространитель, желая сохранить уровень своего дохода, вынужден увеличивать цену на издание. Т.е. покрытие возросшего НДС осуществляется за счет конечных потребителей. Однако в такой ситуации велика вероятность того, что объемы продаж данного издания значительно уменьшатся. Вариант второй. Издатель цену не поднимает; распространитель, для того чтобы не потерять покупателя, не увеличивает цену, а НДС оплачивает из собственной доходной части. В этом случае дистрибьютор теряет доход. Понятно, что в убыток себе ни один бизнес работать не станет. Возможный выход из этой ситуации – доплата издателем распространителю до рентабельности по его продукции.
2. Будет ли распространитель платить больше налогов? Нет, так как соотношение входного и выходного НДС остается прежним, только НДС составляет не 10%, а 18%. Так что по большому счету в системе работы ничего не меняется, и говорить о том, что распространители «попадут» на НДС, – не верно. Чаще всего издатель «берет НДС на себя», то есть отпускную цену на издание не поднимает. Цену не поднимает и распространитель, и в итоге он теряет доход, потому что в его цене будет «сидеть» 18% НДС. При возникновении подобной ситуации более правильным было бы не увеличение конечной цены, а возмещение издателем потерь распространителя, которые обязательно возникнут, если последний, желая удержать покупателя, откажется от повышения расценок. Распространитель может «попасть» на НДС только в одном случае – при условии несвоевременности оплаты, если предприятие ведет учет НДС по оплате. Как известно, с Нового года все предприятия должны перейти на учет НДС по отгрузке, т.е. учет НДС по оплате отменяется.
НДС по отгрузке рассчитывается за тот же месяц, когда отгрузка была непосредственно осуществлена, – фактор растяжения по времени больше не будет оказывать влияния. Если в новом году клиенты будут платить за уже отгруженную им в прошлом году продукцию, НДС на которую был 10%, то у оптовика получится разрыв, так как он будет в новом году осуществлять отгрузку уже с 18% НДС. И этот разрыв будет тянуться до тех пор, пока клиенты не заплатят за всю продукцию с 10%. Иными словами, вариант «разрыва» и «попадания» на НДС может быть только в случае несвоевременности оплаты. И то – только с Нового года, когда в России по Налоговому кодексу будет меняться учет НДС.
«ЕСЛИ ПРОДАЖИ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ, ТО РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ОТНЕСЕТСЯ К ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ АБСОЛЮТНО СПОКОЙНО»
Сергей Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь»
Насколько изменятся после перерегистрации издания отношения издателя и распространителя, будет зависеть от того, как потребитель отнесется к подобным переменам. А потребителям – поклонникам журнала ELLE и т.п. – как показывает практика, реклама не очень мешает: чуть больше ее, чуть меньше – не принципиально. Если продажи не изменятся, то распространитель, как мне кажется, отнесется к этому абсолютно спокойно. Если при этом удастся уменьшить вес издания – вообще хорошо. Если у издателя в результате нововведений появятся деньги для продвижения в сетях – просто прекрасно. Что касается ставки НДС, то эти изменения отразятся на оптовиках, находящихся на стандартной системе налогообложения, предприятий розничной торговли на вмененном налоге изменения вообще не коснутся. Подобные перемены не скажутся и на покупательском спросе, если, конечно, издатель за счет повышенных рекламных доходов сможет не поднимать цену на издание. Ниша потребителей останется той же самой. Думаю, что если опыт журнала ELLE окажется удачным, то, возможно, перерегистрируется еще ряд изданий. Если неудачным – повысится цена или сильно упадет интерес к журналу, а издатель, скорее всего, будет вынужден вернуться к первоначальному варианту. Конечно, крупные издательские дома, решившиеся на подобный шаг, первоначально проводят исследования и достаточно уверены в своих шагах, а ошиблись они в своих расчетах или нет – покажет время.