Общественная палата России предложила депутатам Госдумы законодательно запретить продажу пива на транспорте - в поездах пригородного и дальнего сообщения, самолетах и на водном транспорте, сообщает РИА «Новости». Этот запрет также должен распространяться на залы ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, а также на помещения, занимаемые государственными и муниципальными органами власти.Соответствующие предложения отражены в заключении ОП на поправки в закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Во вторник текст заключения направлен председателю Госдумы Борису Грызлову.В настоящее время законопроект предполагает запрет на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лишь «на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения», т. е. не распространяется на железнодорожный, воздушный и водный транспорт дальнего сообщения.Также проектом закона запрещается продажа пива в детских, образовательных и медицинских организациях; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Кроме того, что ОП предлагает расширить действие закона на все без исключения виды транспорта, члены палаты также настаивают на значительном увеличении административных штрафов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, за розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе в местах, где его продажа запрещена. Общественная палата в своем заключении одобрила и изменения в статью 16 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым субъекты РФ наделяются правом устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи всех видов алкогольной продукции и пива. По словам председателя Комиссии ОП по социальной и демографической политике Александры Очировой, «принятие этих поправок позволит в значительной мере снизить потребление алкоголя, тем самым сохранить здоровье граждан и улучшить общественный порядок». С тем, что предлагаемые меры способны «в значительной мере снизить потребление алкоголя», можно, конечно, и поспорить – ведь одними запретами проблему пристрастия нашего населения к пиву и алкоголю не решить. К тому же из поля зрения членов ОП почему-то вообще выпал вопрос рекламы пива и алкоголя – а ведь в значительной мере именно реклама, по мнению многих экспертов, способствует привитию нашей молодежи страсти к пиву. Угрожающие прогнозы И все же понять и даже разделить озабоченность членов ОП нетрудно – проблема алкоголизации России, особенно ее молодежи, принимает уже угрожающие формы. По данным Роспотребнадзора, потребление в год чистого алкоголя на душу населения в России, включая детей и стариков, достигло уже 18 литров, сообщает РИА «Новости». Порог же безопасности, определенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), после которого этносу грозит необратимое угасание, составляет 8 литров. В целом же смертность в России почти вдвое превышает среднемировую. Этот уровень ниже, например, в таких странах третьего мира как Экваториальная Гвинея, Мали, Буркина, Фасо, Ботсвана, Камерун, Нигер, Уганда, Эфиопия, Танзания — список включает десятки наименований государств Африки и Азии. Причем в Никарагуа, в частности, смертность меньше, чем в России, в 3,2 раза, в Палестинской автономии — в 4,4 раза, в Омане — в 5,6 раз.Главной причиной этого феномена эксперты считают сверхвысокое потребление алкоголя в России. Алкоголь, связанные с ним болезни, ежегодно уносят жизни от 500 до 700 тысяч россиян, при этом прямые потери — «выпил — умер» — составляют более 75 тысяч в год. При сложившейся тенденции, по прогнозам экспертов ВОЗ, из выпускников 2009 года в России до пенсии доживут только 40% (для сравнения, в Англии — 90%). Покупательная способность выросла с 15 бутылок водки до 300. Не случайно, 13-ый Всемирный русский народный собор (ВРНС), прошедший в Москве в мая этого года под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принял специальную резолюцию «Неотложные меры по защите от алкогольной угрозы», в которой призвал запретить продажу любого алкоголя в ларьках и киосках. «Мы предлагаем полностью запретить продажу алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках, где сегодня любой подросток один на один с продавцом может договориться о чем угодно»,— заявил наместник Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов). По его словам, проводился эксперимент, когда 13-14-летних подростков снаряжали за алкоголем в ларек и всем им неоднократно продавали требуемую продукцию.При этом глава Синодального информационного отдела РПЦ Владимира Легойда призвал отказаться от исторических мифов о том, что на Руси якобы всегда пили. «Водку, крепкий алкоголь на Руси пили не всегда. Водку вообще изобрели арабы в 9 веке. И до 15–16 веков крепкого алкоголя на Руси не было»,— отметил Легойда.В разделе разработанных ВРНС мер, касающихся защиты от алкоголизации подрастающего поколения, предлагается ограничить розничную торговлю любым алкоголем, включая пиво, только торговым залами площадью не менее 50 метров для города и 30 метров для сельской местности (за исключением ресторанов и баров). Собор также призывает отменить практику заявительного лицензирования и ввести разрешительное лицензирование для алкогольных напитков, ужесточить штрафы и правила лишения лицензий за продажу алкоголя несовершеннолетним, запретить производство и продажу слабоалкогольных коктейлей, которые включают одновременно алкоголь и кофеиносодержащие добавки. ВРНС предложил также вернуться к временам, когда торговля крепким алкоголем разрешалась только с 11.00 до 19.00 (кроме кафе, ресторанов и баров). Кроме того, разработчики мер по противодействию алкоголизации россиян настаивают также на «поэтапном повышении акцизов на алкоголь», причем — «темпами, превышающими инфляцию».Экономическая, ценовая «сверхдоступность» крепких напитков в России сегодня представляет, по их словам, огромную проблему. Если раньше на среднюю зарплату можно было купить 33 бутылки водки, то сегодня на 15 тысяч рублей можно купить около 300 бутылок водки. «Подростки спиваются на пиве и слабоалкогольных энергетических напитках»,— считает архимандрит Тихон. По его словам, Россия и Украина — возможно, единственные в мире страны, где пиво юридически не признано алкогольным напитком, что приводит к снижению цены и ограничений на его продажу. «А коктейли в красивых баночках рассчитаны именно на подростков. И девчушка, которую спрашиваешь у ларька, говорит, что может выпить 3–4 таких баночки. Мы отдали одну такую банку на экспертизу,— рассказал отец Тихон,— там оказалось 50 грамм водки и кофеина на 3–4 чашки». Он привел статистические данные, согласно которым 33% юношей и 20% девушек в России ежедневно потребляют алкоголь, при этом возрастная планка снизилась с 16 до 13 лет. Поэтому Собор призвал законодателей признать пиво с содержанием этилового спирта более 3,5% — алкогольной продукцией, «в соответствии с общепринятой международной практикой». Реклама навязывает Одним из самых действенных способов борьбы с алкоголизацией россиян может стать полный запрет на рекламу пива и алкоголя. Ведь мы живем, по сути, в рекламном мире, в котором нам постоянно, буквально ежеминутно что-то навязывает вездесущая реклама. Однако реклама – это огромные деньги, и потому запрет на нее дается с таким трудом. И, наоборот, стоит только допустить слабину, как рекламодатели и кормящиеся вокруг рекламы люди и лоббисты тут же стремятся отвоевать утраченные было позиции. В этом смысле очень показательна реакция – почти мгновенная, почти синхронная,— которая последовала в самом конце того года на инициативу депутата Госдумы от «Справедливой России» Геннадия Гудкова о том, что в связи с наступлением кризиса всякие запреты на рекламу пива, мол, надо вовсе снять на период 2009 года. Сейчас, согласно закону, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в телепрограммах с 7.00 до 22.00 и в радиопрограммах с 9.00 до 24.00, а также на первой и последней полосах газет
, на первой и последней страницах и обложках журналов
. Стоило депутату Гудкову только сформулировать свою инициативу, как президент Ассоциации рекламодателей России Владимир Аксенов ее тут же приветствовал: «В рамках кризиса это, конечно, вещь интересная. Если к ней подойти ответственно, то мы можем только приветствовать»,— сказал Аксенов РИА «Новости». Рекламщику тут же вторил президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев (телевидение ведь тоже во многом живет за счет поступлений от с рекламы): «Я поддерживаю это предложение. Понимаю, что оно спорное, но с другой стороны, я считаю, что оно оправдано и целесообразно в ситуации, когда повышаются тарифы на услуги операторов связи, когда резкое падение рекламного рынка и когда речь идет о выживании прежде всего региональных телерадиокомпаний». Слава Богу, наши законодатели не додумались тогда пойти на послабление лоббистам рекламы пива. Более того, в Госдуме раздаются голоса с предложением вообще запретить рекламу пива на телевидении, радио, в кинотеатрах и видеосалонах. Аналогичные инициативы поступают и из регионов – недавно депутаты Костромской облдумы внесли в нижнюю палату российского парламента законопроект, предусматривающий запрет на рекламу пива на телевидении и радио. Медведев против «дурацких запретов». Российские власти готовят ряд серьезных решений по борьбе с алкоголизацией населения, заявил в начале этого месяца президент России Дмитрий Медведев, высказавшись при этом против «дурацких запретов» на алкоголь, сообщает РИА «Новости». «Это большая сложная тема, она не может быть разрешена при помощи дурацких запретов. Мы уже на это нарывались, но она может быть решена за счет целого комплекса мер»,— сказал Медведев в ходе видеоконференции с участниками молодежного форума «Селигер 2009». По словам президента, речь идет о новых, современных, нормальных программах, которые включают в себя нормальный досуг, нормальные доходы, которые «позволят людям отдыхать по-человечески, а не просто идти в магазин, покупать бутылку и сидеть тупо на кухне, смотреть красными глазами в телевизор».