«Сбермаркет» придет на все готовое. Сервис планирует заняться доставкой из ресторанов. После возможной передачи «Яндексу» в рамках сделки с VK сервиса доставки Delivery Club, где у «Сбера» есть доля, последний может попытаться сохранить позиции на этом рынке. «Сбермаркет» планирует запустить собственную службу доставки из ресторанов и кафе. Участники рынка предупреждают, что в сегменте высокая конкуренция, закрепиться в нем не удалось даже крупным ритейлерам. С другой стороны - появление нового игрока может снизить риски монополизации рынка, угроза которой беспокоит рестораторов на фоне слухов о консолидации Delivery Club с «Яндекс.Едой». О том, что «Сбермаркет» намерен запустить свою службу доставки из ресторанов и кафе, рассказали фудтех-рынке. В «Сбермаркете» от комментариев отказались. Желание «Сбермаркета» самостоятельно развивать доставку из заведений общепита гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров связывает с вероятной передачей сервиса Delivery Club (входит в совместное предприятие «Сбера» и VK) «Яндексу». По данным источников The Bell, один из ее сценариев - обмен, в рамках которого «Яндекс» передаст VK свои медиасервисы «Яндекс.Новости» и «Дзен» и получит контроль над Delivery Club. Стороны до сих пор не комментируют возможную сделку. «Сбермаркет» изначально назывался Instamart и создавался в 2013 году Дмитрием и Андреем Жулиными, а также Петром Федченковым. В 2019 году сервис вошел в СП Сбербанка и VK. В начале 2021 года «Сбер» полностью выкупил сервис у VK за 12 млрд руб. В 2021 году оборот сервиса составил 58,6 млрд руб. с учетом НДС, следует из отчетности. По данным «СПАРК-Интерфакс», за тот же период чистый убыток достиг 13,1 млрд руб. «Сбер» решил создать свой сервис доставки, так как получению в собственность 100% Delivery Club могли препятствовать существующие договоренности с VK в рамках СП, предполагает партнер One Story Ольга Сумишевская. Создание своей доставки позволит «Сберу» сохранить присутствие в сегменте, считает господин Бурмистров. К тому же, считает он, «Сбер», будучи совладельцем Delivery Club, может использовать базу ресторанов этого сервиса в своих целях. Но у «Сбермаркета» есть и своя лояльная аудитория, говорит собеседник “Ъ” в отрасли. По его данным, общее число активных пользователей приложения сервиса в iOS и Android превышает 2 млн, у «Яндекс.Еды» - 5,5 млн, у Delivery Club - 6,9 млн. «"Сбермаркет" сможет перераспределить не менее 30% аудитории в ближайший год-два на доставку из ресторанов».
Пока нет полной информации в СМИ
о модели, по которой будет работать новая служба доставки. «Сбермаркет» анонсировал планы достичь операционной безубыточности к концу 2023 года, поэтому новый проект будет запущен с минимальными затратами по модели маркетплейса с возможностью самовывоза из подключенных заведений общепита, предполагает Михаил Бурмистров. «Схема работы Delivery Club и "Яндекс.Еды", которые сами организуют доставку, для "Сбермаркета" вряд ли будет применима, - считает эксперт. - Такая модель убыточна даже при объеме свыше 200 тыс. заказов в день». Более того, предупреждает источник “Ъ” в одном из агрегаторов доставки, доставка еды из заведений общепита - конкурентный рынок, где потерпел поражение не один крупный игрок. Так, X5 Group вынужден был закрыть свой агрегатор «Около» из-за непопулярности сервиса. Возможная консолидация Delivery Club и «Яндекс.Еды» может привести к росту комиссии для рестораторов, опасаются участники рынка. Но если «Сбермаркет» предложит заведениям общепита комиссии 15-20% против существующих 30-35% у других агрегаторов, то сервис займет большую нишу на рынке, уверен основатель сети «Раковая» Евгений Ничипурук. Впрочем, уверен основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров, на первом этапе «Сбермаркет» может и будет снижать комиссии для рестораторов, но в будущем их все равно повысит, чтобы выйти в прибыль.